0

Нужно ли добавлять присадки в топливо?

Нужны ли моющие присадки в топливо? Бензин содержит различное количество веществ, образующих смолы при хранении. Даже самые высококачественные из них могут содержать десятки, а то и сотни миллиграммов смолистых веществ на литр бензина. Учитывая то, что изготавливаются бензины на большом количестве предприятий, из разнообразного сырья и часто по упрощенным технологиям, то количество это может быть довольно большим. Дизельные топлива содержат еще больше смол, чем бензин, а так как смолы состоят из веществ кислотной природы и очень плохо растворяются в топливе, они легко откладываются на металлических поверхностях: стенках топливного бака, стенках топливных магистралей и других деталях топливной системы. Попадая в камеру сгорания, они сгорают не полностью из-за малой испаряемости и преобразуются в твердые отложения — нагар. Отложения нагара на свечах и в камере сгорания, закоксовывание форсунок и потеря подвижности поршневых колец, засорение карбюратора, топливопроводов, топливных баков и выпускного коллектора обычно приводят к повышению дымности и токсичности отработанных газов, снижению мощности двигателя, увеличению раcхода топлива и масла и так далее. Нагар неизбежен, но количество его можно регулировать — поддерживать двигатель в состоянии, близком к новому. Пусть нагар будет, но небольшой. Здесь неоценимую услугу могут оказать именно моющие присадки к бензину – своеобразное средство оперативного регулирования качества топлива.
Ассортимент присадок к топливу насчитывает более 20 основных типов, а количество композиций, используемых на практике, исчисляется сотнями. Большинство из них предназначено для улучшения процессов горения топлива и тем самым способствует снижению токсичности продуктов сгорания. Принципиальный ассортимент присадок, прямо или косвенно улучшающих экологические характеристики топлива, представлен ниже:
Антиоксиданты, антидетонаторы и промоторы воспламенения вводят в топлива на нефтеперерабатывающих заводах для обеспечения нормируемых показателей качества продукции. Антидетонаторы на основе тетраэтилсвинца и промоторы воспламенения, содержащие алкилнитраты, ядовиты и в розницу не продаются.
Применение моющих присадок к бензинам и дизельным топливам предполагает несколько вариантов. Присадки могут как добавляться в топливо непосредственно его производителями, так и поступать отдельно в розничную продажу в мелкой фасовке. К нам в Россию топливо поступает в основном без добавления присадок, а это значит, ответственность за их регулярное и правильное применение ложится на потребителя.
ОСОБЕННОСТИ НАЦИОНАЛЬНОГО БЕНЗИНА
Присадки к топливу, хотя некоторые из них и называются «очистителями», предназначены для увеличения растворимости смол в бензине или дизельном топливе, чтобы не дать им осесть в топливной системе. Кроме того, бензин с присадкой должен растворять уже имеющиеся отложения, по возможности, переводить воду, имеющуюся в топливном баке, в мелкодисперсное состояние (раздробить на мелкие капли, не мешающие горению топлива).
ПРИСАДКИ В БЕНЗИН
Их рекомендуется применять через каждые 2000—10000 км пробега автомобиля. В зависимости от типа топливной системы выпускаются присадки для карбюраторных и инжекторных двигателей. Карбюраторные присадки помимо моющих должны обладать еще и антиобледенительными качествами — ведь атмосферная влага постоянно попадает в карбюратор, а инжекторы от этого избавлены. Кроме того, и те и другие присадки обладают связующими свойствами, то есть возможностью частично связывать попавшую в бензин воду. Но это не означает, что если в бензобаке содержится литр воды, то вся она окажется в связанном виде.
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ПРИСАДКИ В ТОПЛИВО
Для топлива существуют и универсальные присадки, например универсальная присадка в бензин, очиститель клапанов и комплексная присадка. Область их применения шире, чем просто присадок в топливо, и действие их направлено в основном на очистку всей топливной системы: камеры сгорания, топливо проводов, впускных клапанов и др. Отметим, что присадки очищают именно впускные клапаны. Если на этикетке какой-либо универсальной присадки в топливо написано, что она очищает также и выпускные клапана, то в эффективности этого средства можно усомниться. Присадки интенсифицируют процесс сгорания топливно-воздушной смеси и предотвращают возможное образование нагара на выпускных клапанах, но формально их не очищает. Необходимо отметить, что эти присадки безопасны для каталитического нейтрализатора выхлопных газов.
ПРИСАДКИ В ДИЗЕЛЬНОЕ ТОПЛИВО
Дизельное топливо еще более нуждается в дополнительных присадках, чем бензин. Отечественные промышленные технологии изготовления дизельного топлива давно требуют модернизации. Основные проблемы, возникающие у автомобилей, работающих на солярке, — образование сажи в системе выпуска газов и большой расход горючего. Используя различные присадки, оптимизирующие процесс сгорания дизельного топлива, можно улучшить и характеристики самого топлива, и работу самого двигателя. Чистить двигатель, то есть смывать отложения, которые остались от сгорания некачественной солярки, следует регулярно. Существует специальный очиститель дизельных форсунок. Есть присадка для снижения содержания сажи в выхлопе. Но, естественно, никакие присадки не создадут чуда — старый, разбитый, спроектированный наспех и собранный как попало движок невозможно преобразить в последнее достижение мировой инженерной мысли.
Основное преимущество дизеля — экономичность может быть сведена на нет при использовании отечественного диз.топлива без присадок.
ПРИСАДКИ ДЛЯ ОЧИСТКИ СИСТЕМЫ ВПРЫСКА ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА
Среди них можно выделить те, которые добавляются в топливный бак, и те, которые нужно заливать непосредственно в систему впрыска, то есть не смешивая с диз.топливом. Формально их уже нельзя считать присадками. Понятно, что эффективность очистки именно системы впрыска у последних выше. Первый тип присадок, который обеспечивает очистку всей топливной системы и предотвращает образование отложений в камере сгорания и системе впрыска, рекомендуется применять примерно через каждые 2000 км.
Второй тип присадок используют, сняв топливный шланг и опустив его в банку с присадкой, после чего заводят двигатель. Такие присадки добавлять в бак не рекомендуется, так как они могут повредить его внутренний окрашенный слой. Но зато действие их на систему впрыска, в частности на форсунки, можно назвать ударным. Они снимают не только нагар, но и лаковые отложения, что бывает трудно сделать даже ультразвуком. Кстати сказать, BMW выпускает именно такой продукт в фирменной упаковке, хотя ее отношение к присадкам часто бывает негативным.
Присадки для уменьшения дымности дизельного двигателя и присадки для смазки плунжерных пар топливного насоса высокого давления в ряду присадок в дизельное топливо стоят особняком. Первые снижают дымность выхлопа за счет улучшения процесса сгорания топлива и модификации его цетанового числа. Применение вторых может стать актуальным при переходе на низкосерное дизельное топливо, ведь, как известно, смазка узлов топливного насоса осуществляется диз.топливом, и пониженное содержание серы может привести к увеличенному износу плунжерных пар.
ЛИТЬ ИЛИ НЕ ЛИТЬ?
В среде автолюбителей о пользе и бесполезности (или даже вреде) чистящих присадок в топливо идут ожесточенные споры. При этом очень часто негативное действие присадки вызвано неправильной ее эксплуатацией. Примеров этому – легион.
Как выбрать моющую присадку в топливо, чтобы она не оказалась последним, что примет внутрь мотор вашей любимой машины? Вот несколько советов:
• При выборе присадки следует обратить внимание на следующие моменты:
Предпочтение отдайте присадкам того производителя, который выпускает разные продукты для топливных систем с карбюраторами и отдельно (!) для систем с инжекторами.
• Дополнительные баллы при выборе придаст производителю наличие в ассортименте отдельных присадок для бензиновых двигателей с непосредственным впрыском GDi.
• Для первого применения (первых двух баков топлива) лучше использовать половинную концентрацию присадки от рекомендованной производителем. Затем максимальную (в период одного-двух баков топлива). После этого можно вновь перейти на половинную концентрацию (для удержания установившегося минимального уровня отложений и загрязнений).
Для содержания в чистоте топливной системы, присадку нужно заливать регулярно, то есть раз в 5—6 полновесных заправок. Имеются утверждения, что применение чистящих присадок не благотворно сказывается на свечах, поэтому в случае применения свечей длительной эксплуатации лучше воспользоваться услугами фирм, производящих чистку топливной системы на специальных установках.