0

«Евротранзит»: как иностранцы уходят от ответственности за ДТП и что с этим делать

Попадали ли вы когда-нибудь в ДТП? Сомнительное удовольствие, не правда ли? Даже если в аварии никто не пострадал, сразу задумываешься о том, что впереди сплошные проблемы. И машину надо чинить, и за различными бумажками в ГИБДД и страховую компанию придется побегать. Но если виновник ДТП не вы, а другой водитель, то есть шансы компенсировать предстоящие расходы. Пусть не все, так хотя бы часть.

     Хуже, когда вы вдруг обнаружили, что виновник аварии – гражданин другой страны, да и номера на его машине отнюдь не российские. И никакого ОСАГО у него нет, и признавать свою вину он тоже не торопится. Не говоря уже о том, чтобы расплатиться с вами прямо на месте.

     В очень непростую ситуацию не так давно попал москвич Николай, в новенький Рено которого недалеко от Волоколамска въехал внедорожник с латвийскими номерами. За рулем тяжелого автомобиля, превратившего французскую малолитражку в груду железа, сидел гражданин Таджикистана. Трезвый, испуганный, но без единой царапины. Он с места происшествия скрываться не стал, дождался инспектора, предъявил документы, из которых стало понятно, что машина перегоняется из Латвии на его родину.

     У второго водителя, чудом избежавшего тяжелых последствий, хотя его «малышка» несколько раз и перевернулась, появилась надежда, что признавший свою вину хоть как-то компенсирует предстоящие расходы на ремонт и лечение.

     Однако вскоре Николаю позвонил по телефону… даже не сам водитель внедорожника, а его дядя, который заявил, что племянник ошибочно признал свою вину. Звонивший посоветовал Николаю самостоятельно решать свои проблемы, так как его племянник уже покинул Россию, а машину продал, причем не в Таджикистане, а в другой стране.

     В ГИБДД только развели руками. У них не оказалось не только сведений о машине, проехавшей почти через всю нашу страну, но и о ее владельце.

     Аналогичная история произошла в этом году в Псковской области. Только там водитель, также перегонявший автомобиль из Латвии, не стал дожидаться прибытия сотрудников ДПС, развернулся и уехал обратно. Предположительно, он вскоре пересек государственную границу и скрылся в той стране, из которой приехал. По номеру его автомобиля получить какие-то сведения пострадавшему так и не удалось.

     Это всего лишь два примера, но они являются иллюстрацией того факта, что до настоящего времени управы на «транзитных иностранцев», совершивших правонарушение на российских дорогах, нет не только у частных лиц, но и у правоохранительных органов.

     На днях, правда, появилось сообщение, что Федеральная таможенная служба планирует открыть автоинспекции доступ к базе иностранных автомобилей, въехавших на территорию России. Это, по словам заместителя начальника ГИБДД РФ Владимира Кузина, позволит привлечь к административной ответственности иностранцев, нарушивших ПДД на территории России. А те из них, кто не оплатит полученные штрафы, больше не будут иметь право въезжать на территорию России. Причем не только на машине, но и любым другим способом. Отличная новость! Неужели лед тронулся?

     По словам того же Владимира Кузина, доступ к базе иностранных автомобилей, въехавших на территорию страны, позволит значительно упростить работу инспекторов ДПС, а при выявлении нарушения в автоматическом режиме штраф будет направляться собственнику автомобиля. «Вся информация по машине, по владельцу и по собственнику будет в базе таможни. Созданием базы занимается ФТС. И она уже готова», – отметил Кузин.

     Однако при внимательном прочтении заметок на эту тему в СМИ, становится ясно, что речь идет главным образом об оплате штрафов, которые наложены на автомобилистов в результате нарушений, выявленных инспекторами ДПС, дорожными камерами, сотрудниками администрации парковочного пространства. «Если собственник не оплатит штраф, то в следующий раз он не въедет в Российскую Федерацию. И он уже сам для себя решает: либо оплатить все долги, либо выкинуть квитанции в мусорную корзину и больше не возвращаться. Ему будет закрыт въезд на территорию России», – заявляет Кузин.

То есть государство может позволить себе роскошь «списать» долги тем, кто не намерен снова приезжать в Россию. А как поступать простым россиянам, которые стали жертвами ДТП с участием водителей-иностранцев?

     Ведь в большинстве случаев штраф – это незначительная часть долга, который присуждается виновнику аварии. Компенсация за утраченное здоровье и поврежденное имущество во много раз больше штрафа. И в получении этих денег кровно заинтересованы пострадавшие – простые люди, порой совсем не богатые. Будут ли они надежно защищены в результате создания общей базы ФТС и ГИБДД? Ответа на этот вопрос пока нет.

     Хочется напомнить, что у гражданина России, пострадавшего в ДТП с участием «автомобиля-иностранца», есть процессуальная возможность обратиться в суд с просьбой об обеспечительном аресте имущества должника, которое находится на территории РФ. Хотя бы того самого автомобиля, на котором было совершено ДТП, если он не уничтожен и сохраняет товарный вид. То есть хоть что-то да стоит. Но нет никакой гарантии, что к тому времени, когда решение будет вынесено, автомобиль вместе с его владельцем уже не окажется за границей.

     ГИБДД гордится тем, что отправляет штрафные квитанции всем нарушителям ПДД, даже если они проживают за пределами нашей страны. Так же должны поступать и судебные органы. Однако соглашения о взаимном признании решений по делам об административных правонарушениях у России есть только с некоторыми соседними странами – это Белоруссия, Армения, Казахстан, Киргизия и Таджикистан. В этих странах должников по штрафам должна искать местная дорожная полиция. Но обычно она это делает весьма формально.